Пробник для контроля электрооборудования автомобиля

Содержание

Вместо послесловия

Пробник для контроля электрооборудования автомобиля

При покупке машины с пробегом полезно знать, как найти утечку тока и понять ее причину. Берите мультиметр на осмотр машины – спасете себя от неприятных сюрпризов, вроде внезапно севшего аккумулятора, скачков напряжения или сгоревшей проводки.

С той же целью проверяйте историю автомобиля. Сделать это можно прямо во время беседы с продавцом. Удобно воспользоваться сервисом «Автокод» – промониторите информацию сразу в 13 источниках: ГИБДД, РСА, ЕАИСТО, банках, налоговой и других службах. Проверка займет 5 минут.

После вы узнаете реальный пробег, количество владельцев, историю штрафов, а также информацию об угоне, участии в ДТП, ограничениях на регистрацию авто и многое другое. Будьте бдительны!

Полностью изучив онлайн-отчет, все же стоит внимательно приглядеться к техническим нюансам авто при покупке. А если вы не уверены в своих знаниях, или выехать на осмотр не предоставляется возможности, закажите услугу выездной проверки. Мастер проведет диагностику за вас и сделает подробное заключение с профессиональной точки зрения.

Необходимые инструменты: контролька автоэлектрика своими руками

Автомобильная электропроводка очень деликатное дело. За ней нужно постоянно ухаживать и проверять на исправность основные электроприборы. Для проверки электрики в машине должны быть специальные приборы, с помощью которых можно обнаружить неисправность в сети.

Из-за большого количества грязи электрика так же может прийти в негодность. Выявить неисправность поможет индикаторная отвертка или автомобильная лампочка. Так же на момент поломки в машине обязательно должны находиться нужные инструменты и материалы.

Инструменты, которые всегда должны находиться в машине:

  • Провода;
  • Клеммы;
  • Индикатор или контролька;
  • Тестер;
  • Пластиковые стяжки;
  • Изолента;
  • Кусачки, ножницы;
  • Отвертки, различные ключи, плоскогубцы;
  • Набор предохранителей;
  • Преобразователь напряжения.

Так же при разных обрывах проводки понадобится и паяльник. Плохие контакты лучше припаять, чем скрутить. Паять рекомендуется только те провода, которые не подвергаются большой вибрации и располагаться они должны прямолинейно. Закрепить спаянный участок можно изолентой.

Особенности щупа и принцип его работы

Щуп-прозвонка конструктивно представляет собой пластиковую капсулу, внутрь которой помещен резистор с большим сопротивлением. От пластикового основания отходит металлический стержень, конец которого используется для непосредственного контакта с контактами электрооборудования. Прибор показывает наличие напряжения, индикаторами выступают расположенные на пластиковом корпусе светодиодные лампочки зеленого и красного цветов. Зеленый светодиод — показатель низкого сопротивления цепи, красный — наличия напряжения.

Автомобильный щуп-прозвонка, по сути являющийся вольтметром, незаменим при выявлении неисправностей электрооборудования автомобиля, а также при установке нового электрооборудования на транспортное средство.

Диагностический прибор дает возможность определить целостность электрической цепи либо отдельного ее участка, выявить места обрывов соединения, ненадежных контактов, расположения деталей, вышедших из строя, а также выявления ряда других повреждений. Для проведения быстрой проверки токопроводящего оборудования применение щупа-прозвонки — наиболее рациональное и целесообразное решение.

Что такое короткое замыкание. Его последствия

Происходит КЗ в розетках, вилках, распределительных коробках и в прочих местах, где присутствует соединение проводов. Причина всему – некачественный контакт. Он приводит к увеличению нагрузки и — как следствие – к нагреву. Чаще всего результатом становится перегорание изоляции, вследствие чего питающие провода замыкаются между собой.

Короткое замыкание очень опасно для человека и в большинстве случаев является причиной возгорания. В связи с этим определить его местоположение необходимо достаточно оперативно.

Для того чтобы предотвратить короткое замыкание, необходимо периодически проводить испытание силовых кабельных линий напряжением, что позволит избежать тяжёлых последствий.

Прозваниваем проводку мультиметром

Чтобы избежать ошибок, работу электрика нужно своевременно проверять методом прозвонки. Ее совершают с помощью мультиметра, установленного на переменное напряжение.

Начинать следует с распределительной коробки. В ней находится пучок немаркированных проводов. Сначала необходимо найти фазный провод на выходе и обозначить его с помощью изоленты. Затем находят ноль: щупом прибора дотрагиваются до фазы, другим щупом поочередно прикасаются к остальным концам пучка. Появилось на индикаторе значение около 220 В – найден нулевой проводник.

Проверка целостности проводника

Для проверки целостности нужно отсоединить проводник от источника тока. Мультиметр устанавливается на Ω. Его щупы соединяют с концами проводника. Целый проводник покажет сопротивление, равное нулю. Прозванивать домашнюю электросеть можно без привлечения специалистов. Для этого нужно посмотреть на положение автоматов.

Если автоматы не сработали

Если не сработали автоматы, нужно прозвонить автоматический выключатель. При включенном состоянии мультиметр выдаст звуковой сигнал. После этого проверяется напряжение на входных и выходных клеммах автомата в доме. Если напряжение есть, выворачивается лампочка из патрона светильника. Один измерительный щуп касается ее центрального контакта, другой – цоколя. При исправной лампе раздастся сигнал прибора. Перегоревшую лампу следует заменить. Если лампа исправна, проверяют патрон, затем – выключатель в комнате.

Если автомат сработал

При отключившемся автомате защиты ищут причину короткого замыкания фазного провода с нулевым или защитным. С помощью отвертки его отсоединяют и отводят в сторону. Лампа выкручивается из патрона. Щуп прибора соединяют с нулевым проводником и с фазой. Раздавшийся звуковой сигнал оповестит о неисправности в цепи. В этой ситуации нужно вскрыть коробку у потолка и рассоединить все провода в ней. Каждый проверяется на наличие замыкания.

Проверяем розетку

Нужно отключить розетку от сети, и только потом можно снять с нее крышку и осмотреть все детали. Если нет нагара и видимых поломок, требуется присоединить щупы прибора к клеммам. Тестер показывает бесконечность – розетка цела, неисправность в проводке. Тогда проверяют каждый проводник в отдельности вышеописанными способами.

Проверка на этапе прокладки

На этом этапе нужно обратить внимание на возможные проблемы прокладки электрической сети. Ее монтируют на голых стенах и закрывают отделочными материалами

Проверку осуществляют до начала штукатурных работ. В этот период легко обнаруживаются ошибки электрика при проведении на стенах дома электромонтажных работ. Для выполнения операции берется схема электропроводки, которая поможет разобраться в сплетении проводов.

Обзор популярных моделей

Рассмотрим некоторые модели автомобильных мультиметров.

F716

Производитель Caltek Industrial. Предназначен для выполнения следующих измерений:

  • тока, напряжения и сопротивления в режиме обычного мультиметра;
  • проверка наличия и параметров импульсов впрыска топлива (форсунок, инжекторов);
  • проверка лямбда зондов;
  • контроль системы заряда аккумуляторной батареи;
  • измерение тока утечки АКБ;
  • контроль качества заземления;
  • наличие шины RS-232 для подключения к ноутбуку.
Популярные статьи  Носки для взрослых, тёплые носки крючком: схема и описание

В принципе, эти функции, за исключением измерения параметров впрыска и подключения к компьютеру, можно реализовать на обычном мультиметре.

Mastech MS6231

Назначение:

  • измерение параметров в режиме обычного мультиметра;
  • измерение температуры в пределах от минус 20 до плюс 1000 градусов Цельсия;
  • измерение частоты оборотов коленвала;
  • измерения угла опережения коленвала (контактное зажигание);
  • автоотключение питания;
  • удержание результатов измерений, максимального значения.

Наиболее полезная функция – автоотключение питания, она предупредит разряд элемента питания по окончании работ. Частота оборотов двигателя показывается на тахометре автомобиля, контактные системы зажигания используются разве что на Жигулях.

MS8211

Отличается оригинальной формой. В числе очень полезных функций этого мультиметра, помимо мощного фонарика (что иногда очень кстати), возможность бесконтактного контроля напряжения (тока) в проводнике без повреждения изоляции. Опытные автоэлектрики знают, как часто приходится прокалывать иголкой или делать микроразрез, чтобы проконтролировать напряжение в конкретном проводнике.

С помощью специального щупа этого мультиметра можно проконтролировать цепь, не повреждая изоляцию. Бесконтактный контроль напряжений можно сделать и для бытовой сети переменного тока 380 Вольт (при соответствующем положении переключателя режимов).  Есть в автомультиметре и «контролька» (лампочка на прозвонку).

Видео — обзор такого мультиметра:

В качестве специальных автомобильных измерений предлагается:

  • проверка наличия коротких замыканий и обрыва цепи;
  • тест системы зажигания;
  • контроль генератора;
  • контроль параметров импульсов форсунок.

Весьма оригинальный и полезный прибор.

UNI-T UT105

Помимо обычных функций мультиметра выполняет измерение частоты оборотов двигателя. Для «чайников» на дисплее показывается, к каким разъемам подключать щупы в данном режиме измерений. Весьма оригинально, но не более.

Видео — автомобильный мультиметр UT105 в работе (обзор функций)

Fluke 88V

Американский производитель комплектует мультиметр дополнительными щупами, крокодилами, наконечником на высоковольтные провода, датчиком температуры. В целом, измерительный инструмент можно отнести к профессиональным.

Помимо обычных, мультиметр выполняет измерение параметров импульсов форсунок, в том числе, скважность, частоту вращения коленвала. Есть мегаомметр до 40 МОм, очень полезно для контроля высоковольтных проводов, свечей зажигания

В качестве прибамбасов – квазианалоговая шкала на цифровом дисплее, автоматическая установка предела измерений. Неплохой прибор.

Trisco DA-400

Практически обычный мультиметр с дополнительными функциями «прозвонки», измерения температуры, бесконтактным щупом на высоковольтные провода, измерением угла зажигания (это большой плюс), измерение величины постоянного тока до 15 Ампер (а не 10, как в большинстве – и это плюс).

Производитель в качестве характеристик заявляет ударопрочность при падении с высоты 1, 5 метра (это двойной плюс). При невысокой стоимости такой прибор является практически идеальным, как в практике автоэлектрика, так и для автолюбителя. Одна проблема – на радио- и авторынке найти его достаточно сложно.

Особенности щупа и принцип его работы

Щуп-прозвонка конструктивно представляет собой пластиковую капсулу, внутрь которой помещен резистор с большим сопротивлением. От пластикового основания отходит металлический стержень, конец которого используется для непосредственного контакта с контактами электрооборудования. Прибор показывает наличие напряжения, индикаторами выступают расположенные на пластиковом корпусе светодиодные лампочки зеленого и красного цветов. Зеленый светодиод — показатель низкого сопротивления цепи, красный — наличия напряжения.

Автомобильный щуп-прозвонка, по сути являющийся вольтметром, незаменим при выявлении неисправностей электрооборудования автомобиля, а также при установке нового электрооборудования на транспортное средство.

Диагностический прибор дает возможность определить целостность электрической цепи либо отдельного ее участка, выявить места обрывов соединения, ненадежных контактов, расположения деталей, вышедших из строя, а также выявления ряда других повреждений. Для проведения быстрой проверки токопроводящего оборудования применение щупа-прозвонки — наиболее рациональное и целесообразное решение.

Особенности щупа и принцип его работы

Щуп-прозвонка конструктивно представляет собой пластиковую капсулу, внутрь которой помещен резистор с большим сопротивлением. От пластикового основания отходит металлический стержень, конец которого используется для непосредственного контакта с контактами электрооборудования. Прибор показывает наличие напряжения, индикаторами выступают расположенные на пластиковом корпусе светодиодные лампочки зеленого и красного цветов. Зеленый светодиод — показатель низкого сопротивления цепи, красный — наличия напряжения.

Автомобильный щуп-прозвонка, по сути являющийся вольтметром, незаменим при выявлении неисправностей электрооборудования автомобиля, а также при установке нового электрооборудования на транспортное средство.

Диагностический прибор дает возможность определить целостность электрической цепи либо отдельного ее участка, выявить места обрывов соединения, ненадежных контактов, расположения деталей, вышедших из строя, а также выявления ряда других повреждений. Для проведения быстрой проверки токопроводящего оборудования применение щупа-прозвонки — наиболее рациональное и целесообразное решение.

Как найти короткое замыкание в проводке автомобиля

Короткое замыкание — это недопустимое соединение части цепи с «массой» или другой частью цепи. Часто причиной короткого замыкания бывает сильное окисление контактов в колодке, либо повреждение изоляции проводов. Если после замены неисправного предохранителя он снова перегорает, вероятно, в электропроводке есть короткое замыкание.

Чтобы найти короткое замыкание следует отсоединить проверяемый участок электропроводки от остальной проводки автомобиля. Мультиметр устанавливаем в режим прозвонки. Один щуп прибора подсоединяем к участку цепи, а другой — к кузову («массе»).

  • Если короткого замыкания на участке цепи нет — прибор не будет подавать звуковых сигналов.
  • Если есть короткое замыкание — мультиметр подаст звуковой сигнал (цепь окажется замкнутой).

Осматриваем весь участок цепи на наличие повреждений.

Напомним, выполнять диагностику проводки удобней тогда, когда под рукой есть схемы электрооборудования автомобиля (для Lada XRAY, Vesta, Largus, Granta, Kalina, Priora, Niva 4×4).

Ключевые слова: универсальная статья

Автомобильный щуп-прозвонка (он же пробник)— это диагностический прибор, который широко используется при обслуживании электрического оборудования автомобилей. Основная область применения щупа-прозвонки — в качестве пробника электрических цепей автомобиля с высоким входным сопротивлением.

Проверка цифровым тестером

В режиме прозвонки

Каждый мультиметр имеет режим прозвонки, с помощью которого можно проверить целостность электрического соединения. На панели прибора данный режим обозначается специальным символом.

Пробник для контроля электрооборудования автомобиля
Чтобы проверить работоспособность лампочки нужно:

  • установить переключатель в режим прозвонки (проверки на обрыв);
  • коснуться одним щупом центрального контакта, а другим – бокового (для ламп накаливания с резьбовым цоколем).

Если осветительный прибор исправен, то тестер издаёт звук, а на ЖК-дисплее появляется число в пределах 3-200 Ом.

Компактную люминесцентную (КЛЛ) и светодиодную лампу таким способом не протестируешь, из-за наличия внутри электронной схемы. Отдельно можно проверить пригодность только стеклянную спираль КЛЛ. Для этого её нужно аккуратно отделить от цокольной части и прозвонить две пары проволочных выводов, идущих на плату электронного балласта.

В режиме проверки сопротивления

Существует ещё один, более точный, метод диагностики спиральных ламп с помощью мультиметра. Им можно не только определить пригодность лампочки, но и узнать её сопротивление. Зачем это нужно? Например, заводской отпечаток на колбе лампы накаливания стёрт. Следовательно, её мощность неизвестна. Данный способ поможет решить эту проблему.

Теперь о том, как проверить лампочку мультиметром в режиме сопротивления. Для этого нужно перевести переключатель на позицию с пределом 200 Ом, а затем коснуться щупами электрических контактов лампы точно так же, как в режиме прозвонки. В этом случае звуковой сигнал отсутствует, а на ЖК-дисплее появится значение сопротивления в Омах. Если на табло осталась «1», то внутри осветительного прибора обрыв.

По измеренному сопротивлению спирали в холодном состоянии можно сделать вывод о её мощности. В нами составленной таблице приведены данные об основных типах ламп, применяемых в быту.

Популярные статьи  Долговечный токарный станок из дрели

Особенности щупа и принцип его работы

Щуп-прозвонка конструктивно представляет собой пластиковую капсулу, внутрь которой помещен резистор с большим сопротивлением. От пластикового основания отходит металлический стержень, конец которого используется для непосредственного контакта с контактами электрооборудования. Прибор показывает наличие напряжения, индикаторами выступают расположенные на пластиковом корпусе светодиодные лампочки зеленого и красного цветов. Зеленый светодиод — показатель низкого сопротивления цепи, красный — наличия напряжения.

Автомобильный щуп-прозвонка, по сути являющийся вольтметром, незаменим при выявлении неисправностей электрооборудования автомобиля, а также при установке нового электрооборудования на транспортное средство.

Диагностический прибор дает возможность определить целостность электрической цепи либо отдельного ее участка, выявить места обрывов соединения, ненадежных контактов, расположения деталей, вышедших из строя, а также выявления ряда других повреждений. Для проведения быстрой проверки токопроводящего оборудования применение щупа-прозвонки — наиболее рациональное и целесообразное решение.

Инструкция по изготовлению тестера

Если вам нужно устройство для измерения наличие напряжения в бортовой сети, то необязательно тратиться на дорогой тестер. Для начала можно попытаться соорудить свой простейший автомобильный пробник на светодиодах или с обычно лампочкой накаливания. Мы расскажем о том, как сделать простой тестер из лампочки и шприца, как на фото вначале статьи (автор видео — Вячеслав Чистов).

Этапы

Процедура изготовления устройства выглядит следующим образом:

  1. Для начала вам потребуется обычный медицинский шприц, который можно приобрести в любой аптеке. Разумеется, берем не маленький, а шприц побольше — на 10 или 20 кубов.
  2. Возьмите небольшой гвоздь и установите его в корпус подготовленного ранее шприца. Для этого верхнюю, движущуюся часть шприца (не колбу) необходимо демонтировать, а гвоздь установить вместо иглы. При этом его шляпка должна быть надежно зафиксирована в отверстии. Перед установкой убедитесь в том, чтобы гвоздь был максимально заточен, он не должен быть тупым.
  3. К концу гвоздя необходимо припаять либо светодиодный элемент, либо обычную лампочку накаливания, мощность которой составляет 1 Вт. Для этого используйте паяльник с оловом и канифолью. Лампочка должна быть наиболее надежно зафиксирована, чтобы со временем она не отвалилась.
  4. К другом концу диода или обычной лампочки необходимо подпаять проводок с заранее установленным на него зажимом («крокодилом»). Здесь также должно быть надежное и прочное соединение, чтобы не допустить ускоренного износа конструкции.
  5. Полученную конструкцию пробника можно залить эпоксидной смолой, чтобы обеспечить его безопасность и надежность. Выполнив все эти действия, вы получите полноценный пробник, который позволит определить наличие напряжения в электросети авто. Если по каким- то причинам устройство не работает, проверьте качество пайки всех компонентов и работоспособность самой лампочки или светодиода.

Для домашней сети

Если Вы решили сделать контрольную лампу для проверки проводки в доме, где напряжение в сети составляет 220 Вольт, то все, что нужно это:

  1. Лампочка на 220 В.
  2. Электрический патрон.
  3. Два медных одножильных провода длиной по 50 см каждый.
  4. Щупы для удобства использования контрольки.
  5. Защитный кожух для лампочки.

Итак, все, что нужно сделать – подключить провода к патрону и вкрутить в него лампу. Как Вы уже поняли, самодельная контрольная лампочка на 220 Вольт имеет достаточно простую конструкцию, что позволяет собрать ее своими руками даже неопытному электрику.

Пробник для контроля электрооборудования автомобиля

Чтобы было удобно использовать контрольку, рекомендуется дополнительно концы каждого провода соединить с щупами, которыми будет гораздо проще пользоваться, если нужно проверить напряжение в розетке.

Также рекомендуется дополнительно защитить лампу накаливания кожухом, будь это защита из проволоки либо прозрачного пластикового колпачка подходящего размера. Защищать лампу нужно потому, что они часто при измерениях лопаются и могут повредить начинающего электрика.

Фото примеры нескольких вариантов самоделки из лампочки и двух проводов Вы можете просмотреть ниже:

Помимо этого советуем просмотреть видео мастер-класс по сборке самоделки на батарейках:

Диодная контролька своими руками

Как проверить высоковольтные провода на авто мультиметром

Пробник для контроля электрооборудования автомобиля

Если вы ощущаете потерю мощности авто, видите повышенный расход топлива, машину трясет, а холостые обороты плавают – пора проверить высоковольтные провода. Точнее – измерить в них сопротивление. Запоминайте порядок действий:

  • отсоедините провода от машины или отключите один провод с двух сторон;
  • включите прибор в режим омметра и прислоните щупы к обеим сторонам провода.

Нормальный показатель сопротивления 6-10 кОм. Если прибор показывает меньше, вплоть до нуля, не пугайтесь. На цифры мультиметра влияет множество факторов, например:

  • качество изоляции проводов;
  • длина;
  • наличие микроповреждений;
  • тип проводов.

Если показатели вашей машины выходят за пределы нормы, лучше обратитесь в автосервис, где сопротивление измерят профессиональными и более точными приборами.

Чем опасна контролька

Лампа накаливания относится к электрическим изделиям, требующим аккуратного обращения. Поэтому ее устанавливают в светильники, которые стационарно закреплены на строительных конструкциях или имеют устойчивое основание, например, в настольном исполнении.

Контролька создается переносной и легко повреждается. Она может:

  • взорваться от повышенного напряжения;
  • выскользнуть из рук электрика, упасть и разбиться (часто в подключенном состоянии);
  • сделать короткое замыкание;
  • послужить причиной попадания человека под действие тока.

Опытные электрики пытались учесть эти риски и принимали различные технические ухищрения для повышения собственной безопасности. Но они все запрещены современными правилами.

Технические предпосылки

При подключении под напряжение сопротивление нити накала изменяется по нелинейному закону. В первоначальный момент кратковременно возникают переходные процессы, а затем устанавливается номинальный режим работы.

Пробник для контроля электрооборудования автомобиля
Это объясняется тем, что вольфрам в холодном и разогретом током состоянии обладает разным электрическим сопротивлением. Рассмотрим это на примере популярной лампочки 60 ватт. Она потребляет ток 0,27 ампера, а ее нить обладает сопротивлением 815 Ом.

Пробник для контроля электрооборудования автомобиля

Если же замерить ее сопротивление в холодном состоянии, то омметр покажет порядка 59 Ом. Разница почти в 14 раз. Такое свойство вольфрама избавляет лампу от сложной пускорегулирующей аппаратуры, облегчает конструкцию, но требует учета при эксплуатации.

При превышении напряжения до линейной величины 380 нить чаще всего перегорает, но у изношенной конструкции может взорваться. Примеров таких повреждений очень много. Они возникают там, где владельцы квартир экономят на защитах типа реле контроля напряжения.

Проверка проводки

Если ваша проблема не связана с вашим электрическим компонентом, предохранителем или реле, то у вас, скорее всего, есть проблема с проводкой. Каждая электрическая схема должна иметь путь для электричества, чтобы добраться до устройства, которое вы питаете и обратно к батарее.

Порча проводки может произойти по разным причинам. Поскольку провода несут электричество, они нагреваются, поэтому есть шанс скачка напряжения и оплавления проводов или контактов. Если соединение находится вне салона автомобиля, оно может стать ржавым или грязным до такой степени, что электричество больше не сможет поступать по проводам.

Также может быть, что от времени и вибраций, провода просто отключатся. В таком случае вам понадобится схема подключения вашего автомобиля, тестер цепи и много терпения.

Если вы оказались с разорванной цепью, убедитесь, что она качественно отремонтирована, чтобы убедиться, что это не повторится. Замена проводки может включать в себя замену одного провода или всего участка жгута проводов вашего автомобиля. Плохая проводка сложно отслеживается и может вызвать много проблем с вашим автомобилем. Убедитесь, что у вас есть какие-либо электрические проблемы, которые вы быстро и профессионально исправили, чтобы в будущем не было поломок и возможного возгорания.

Популярные статьи  Выкройка красивого платья с завышенной талией

Как найти обрыв проводки в автомобиле

При обрыве электрическая цепь размыкается. Часто причиной отсутствия напряжения является плохой контакт в разъеме цепи. Корпус колодки скрывает окислившиеся контакты, поэтому поиск неисправности может занимать длительное время. Обрыв может обнаружиться при покачивании колодок или проводов.

Чтобы найти обрыв в проверке нужно выставить мультиметр в режиме омметра или прозвонки. Выводы прибора подсоединяем к концам проверяемой цепи:

  • Если обрыва нет — мультиметр подаст звуковой сигнал (в режиме прозвонки) или сопротивление будет минимальным (в режиме омметра).
  • Если в проводке обрыв — звукового сигнала не будет (в режиме прозвонки), а сопротивление будет очень большим (в режиме омметра).

Как проверить проводку

Провести диагностику электрооборудования можно с помощью вольтметра, омметра или мультиметра, специальных диагностических стендов. Проводится и компьютерная диагностика, во время которой происходит считывание кодов ошибок и основных показателей бортовой сети машины. Для самостоятельной проверки цепей и поиска неисправностей электрики достаточно одного мультиметра или сигнальной лампы.

Используем мультиметр

Предохранители в бортовой сети считаются наиболее «слабым» звеном в плане долговечности. При нештатных ситуациях (например, при коротком замыкании) предохранительные элементы «берут удар на себя», защищая остальную электрику и электрооборудование машины. Предохранители восстановлению не подлежат и во время ремонта заменяются.

Проверяем напряжение

Перед тем, как проверить проводку в автомобиле, необходимо замерить напряжение электрической цепи между отдельными компонентами и электрооборудованием. Прозвонить можно так:

  • Установить мультиметр в режим вольтметра.
  • Подсоединить один щуп измерительного прибора к «минусу» аккумуляторной батарее либо к массе машины.
  • Второй щуп подсоединить к подающему проводу цепи.

Если на дисплее прибора появляется определенное значение, то на данном участке цепи электрической схемы есть напряжение. Можно сравнить значения с требуемыми в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля.

Ищем короткое замыкание

После измерения напряжения выполняют поиск короткого замыкания цепей. Для этого потребуются либо мультиметр, либо сигнальная лампа. Что касается лампы, то при исправной проводке и отсутствии замыкания она не должна загораться.

Замыкание проводки, как и отсутствие напряжения (нулевое или бесконечное сопротивление в электрической цепи), свидетельствует о неисправностях в одном из 2‐х компонентов:

  • Потребителя — электрооборудования, устройств, предохранителей, блоков.
  • Проводки — обрыв или замыкание проводов, плохие контакты проводки в месте соединения с потребителем.

Проверку на замыкание можно выполнить и в режиме вольтметра. Для этого на проверяемом участке необходимо извлечь все предохранители, подключить щуп к клеммам предохранительного элемента. Значение «0» на экране свидетельствует о наличии замыкания в цепи. Если при попытке пошевелить провода в цепи появляется напряжение, значит, замыкание вызвано именно проводкой, потребуется замена проводов.

Проверяем качество заземления

В автомобилях используется однопроводная схема электропроводки – это означает, что «минус» идет на массу (кузов) машины. Однако коррозия металлических деталей, их окисление и разрушение, «разбалтывание» приводят к нарушению заземления и, как следствие, к нарушению контактов бортовой цепи.

Проверка заземления, как и других элементов электрики авто, осуществляется с помощью мультиметра. Порядок действий следующий:

  1. Отключение АКБ.
  2. Подсоединение одного щупа мультиметра к кузову (металлическим деталям) машины.
  3. Подсоединение второго щупа к заземляющему элементу или месту соединения проводки.

Выведенное на экран прибора значение следует сравнить с заводскими данными (руководство по эксплуатации авто). Если значения сильно расходятся, то необходимо провести восстановление заземления — зачистить металл в месте соединения, проверить надежность крепления.

Проверяем целостность цепи

Соединение проводов в электрической цепи автомобилей — одно самых уязвимых мест во всей электрике машины. Помимо разрушения изоляции, нарушения целостности и обрывов в местах соединения здесь также нередко возникает окисление контактов. Определить дефекты можно не только с помощью измерительного прибора, но и визуально. Если целостность цепи нарушена именно в месте соединения, то потребуется пайка проводов с разъемами. В противном случае необходимо найти поврежденный участок, для чего понадобятся сигнальная лампа или мультиметр.

Принцип работы контрольной лампы

Чаще всего в качестве контрольной используют лампу накаливания. Она светится за счет протекания электричества через вольфрамовую нить накаливания. Металл разогревается и светится при подаче номинального переменного напряжения 220 В. Если питание сильно превышено, то стеклянная колба взорвется или перегорит. Если напряжение мало, то нить накала не сможет разогреться – свечения не возникнет.

Пробник для контроля электрооборудования автомобиля

Контрольная лампа

Согласно электрической схеме контрольная лампа подключается к фазному и нулевому проводу. Электричество протекает по замкнутой цепи через фазный, нулевой провод, нить накаливания источника света.

Пробник для контроля электрооборудования автомобиля

Схема протекания тока при проверке контрольной лампой

При обрыве одного из проводов свечения источника света не будет.

Знакомство с устройством

Для начала предлагаю поговорить про сами мультиметры как электронные устройства. Далее будет представлена подробная инструкция для начинающих или, как это принято говорить, для чайников.

Посмотрим на переднюю панель устройства для измерений показателей в машине и дома. Обычно на лицевой части указано несколько значений. А именно:

Пробник для контроля электрооборудования автомобиля

  • OFF. Здесь все понятно. Прибор находится в выключенном состоянии;
  • ACV. Такое обозначение указывает на переменное напряжение;
  • Значок Ω означает тут сопротивление;
  • DCA является постоянным током;
  • Завершает все DCV или постоянное напряжение;
  • 3 разъема с соответствующими указателями;
  • Непосредственно сам циферблат или электронное табло.

Что касается 3 разъемов. Через них подключаются щупы. Набор с клещами идет в комплекте к МТМ, потому тут все должно быть понятно.

Пробник для контроля электрооборудования автомобиля

Есть одно замечание относительно того, как и когда подключать те или иные щупы к тестеру. Есть черный провод, который неизменно всегда идет в гнездо, которое обозначено символами COM.

А вот с красным ситуация более сложная. Все зависит от того, какие именно измерения своим цифровым мультиметром вы собираетесь проводить. Когда делаются замеры напряжения в электросети, сопротивления или силы тока номиналом до 200 мА, тогда вам нужен только выход VmA. Если же величина превышает 200 мА, тогда подключайтесь красным щупом к 10 ADC.

Думаю, с этим разобрались. Если сделать все наоборот, долго пользоваться тестером вам не удастся. Причиной тому станет сгоревший предохранитель. Как и в случае с предохранителем прикуривателя в авто, здесь также применяются плавкие элементы.

Пробник для контроля электрооборудования автомобиля

Аналоговые МТМ

Большинство автомобилистов и электриков отдают предпочтение цифровым мультиметрам. Это современные устройства с широкими функциональными возможностями.

Но на рынке также присутствуют устаревшие приборы. Их называют аналоговыми или стрелочными. Кому как удобнее. Но вот их характеристики и эффективность значительно уступают цифровым решениям. Пользоваться стрелочным тестером не лучший вариант, поскольку у шкалы больше погрешность.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Пробник для контроля электрооборудования автомобиля
Простой способ изготовления звукоизолирующих наушников