Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

Нетрадиционная техника рисования. Монотипия

Наталья Мурзакова

Техника монотипия от греч. «моно» — один и «typos» — отпечаток, оттиск, касание, образ.

Монотипия – это техника рисования с помощью уникального отпечатка.

Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно. Ею прекрасно овладевают даже малыши, не имеющие никакой подготовки. Метод улучшает навыки работы с красками, развивает воображение и фантазию. Работы, созданные в технике монотипии, симметричные или имеют в основе зеркальный эффект.

У детей дошкольного возраста формируются пространственные представления. Они пока не владеют умением рисовать с учётом симметрии. Монотипия станет эффективным приёмом по ознакомлению ребят с этим понятием.

Монотипия — техника рисования для детей, позволяющая им раскрепостить свои способности.

Особенности использования ее для ребенка:

— Развитие мелкой моторики движений.

— Совершенствование мышления и воображения.

— Улучшение восприятия различных цветов и их оттенков.

— Расширение знаний об окружающем мире.

— Развитие навыков самостоятельной работы.

— Развитие детской фантазии

Существует два вида монотипии.

1. Монотипия на стекле

На гладкую поверхность (стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Материалы: 1. Гладкая поверхность; 2. Гуашь; 3. Кисть; 4. Бумага; 5. Баночка для воды.

2. Монотипия предметная

Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Материалы: 1. Краска; 2. Кисть; 3. Бумага; 4. Баночка для воды.

Перед занятием нужно выбрать технику выполнения и определить, что именно будут рисовать малыши. Для тех, кто только начал осваивать этот вид искусства, имеет смысл применять акварельные краски или гуашь.

Важно! В качестве рисунков нужно брать вещи, хорошо знакомые детям. Это могут быть, например, предметы, имеющие простую форму, животные, растения или явления природы

Интересный факт

В 1921 г. швейцарский психиатр Герман Роршах разработал тест. Он показывал пациентам 10 картинок-монотипий и просил озвучить ассоциации. Эти монотипии (пятна Роршаха) до сих пор используют для определения внутреннего состояния людей.

Что нужно от вас, как от родителя?

Читайте разные истории, рисуйте с ними оригинальные иллюстрации, создавайте вместе книги, придумывайте персонажей, продолжения для сказок и рассказов. Поощряйте его вымысел. Это поможет развивать воображение. Чем нестандартней его видение — тем лучше! Вместе наслаждайтесь процессом создания картины.

А теперь о самом главном – о приемах рисования.

Для детей 3-4 лет применяются такие техники рисования, как:

1. Рисование пятен и линий. Её применение – рисование симметричных объектов: бабочка, яблоко, лист, цветок, ёлочка, а также создание первых симметричных композиций: ваза с цветами, птички на траве.

2. Тычки. Применение — Рисование объектов с пятнистым узором: мячик, платье, бабочка. Изображение деталей при помощи тычка: шарики на ёлке, одуванчики на поляне, яблоки на дереве.

Рисование бабочки в технике монотипия.

Первоначально дети учатся подготавливать лист бумаги. Квадрат или прямоугольник складывается пополам, обозначается середина изображения.

На одной половине листа рисуется часть изображения: верхнее и нижнее крылья бабочки. Могут быть обозначены туловище, голова и усик (по возможностям детей). Непринципиально, на какой половине листа будет рисунок. Как правило, правши рисуют основу для монотипии справа, левши — на левой стороне листа.

Пока краски не высохли, бумажный лист складывается по линии. Сверху нужно хорошенько надавить ладонью и пригладить лист. Раскрываем — получилась бабочка!

Детям 3–4 лет предлагается дополнить рисунок бабочки: нарисовать глазки, узор на крыльях, попробовать сделать обводку.

Источник

Приступаем к практике

Преимущество монотипии в том, что она будет по силам совершенно всем. Чтобы научиться рисовать в данной технике, совершенно не нужно иметь художественное образование или богатое воображение, достаточно запастись временем и некоторыми инструментами, такими как:

  1. Основа: для начала можно использовать плотную бумагу или картон. Главное, чтобы поверхность не пропитывалась красками. В качестве основы подойдет стекло, металлические пластины, пластиковые поверхности.
  2. Краски: лучше всего использовать акриловые краски, т.к. они отличаются яркостью цветов и плотной текстурой, изображения получаются более насыщенными и интересными, также подойдет гуашь.
  3. Принадлежности для рисования: обычно краска наносится кистями и валиком, а для прорисовки деталей подойдут ватные палочки, трубочки, зубочистки, карандаши, одним словом, то, что имеет заостренный конец.
  4. Дополнительные материалы: для создания более оригинальных изображений можно использовать ткань в качестве основы, а для придания фактуры рисунку – любые подручные материалы, веточки, листья и т.д.

Одним из главных принципов монотипии является зеркальность. Рисунок получается с помощью отпечатка краски с основы на другую поверхность или, если рассматривать простейший способ, с одной половинки бумаги на другую. Еще один важный момент – не стоит перебарщивать с количеством краски, иначе рисунок будет напоминать кляксы.

Монотипия – техника, которая позволяет создавать уникальный отпечаток. Тиражировать рисунок не получится: только один оттиск способен четко передать изображение. Несмотря на свою простоту в исполнении, следует начать с несложных изображений и техник нанесения рисунка. Есть несколько приемов монотипии, с которыми вы без труда справитесь:

  1. Монотипия предметная с помощью данной техники можно нарисовать любой предмет путем симметричного переноса изображения с одной половины листа бумаги на другую. Все очень просто: сначала сгибаем лист бумаги пополам, разворачиваем его и рисуем на одной стороне, например, ствол дерева. Далее складываем бумагу снова пополам: рисунок отпечатывается на чистой стороне листа. Таким образом можно дорисовать листочки на дереве, небо, фон и т.д.

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

  1. Монотипия «Бабочка» на одной части листа бумаги рисуем цветные пятна, по очертанию напоминающие крылья бабочек. Отпечатываем цветную часть листа на чистой половине. В итоге получается яркое очертание бабочки, контуры крыльев, узоры и усики можно дорисовать карандашом.

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

  1. Монотипия пейзажнаяна одной стороне листа бумаги рисуем пейзаж и отпечатываем рисунок на противоположной стороне листа. Получившуюся картинку можно дорисовать и сделать более четкой и органичной. Посмотрите, как красиво выглядит монотипия на тему «Весна»:

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

  1. Монотипия «Цветы» закрасьте лист бумаги белой тушью, сверху нарисуйте полосы пастельных тонов, а после широкой кистью растушуйте цветные линии белой краской. Центральной фигурой изображения сделайте вазу с цветами. Вы можете выбрать оттенки по своему вкусу. После того, как изображение будет полностью нанесено, смочите другой лист бумаги и плотно прижмите к рисунку. У вас получится картинка с оригинальными потеками .

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

Можно исполнить данную монотипию ранее описанными способами, изобразив часть рисунка на одной стороне бумаги и просто отпечатав его на другой.

С такими приемами справится даже ребенок, но, несмотря на простоту процесса, удовольствие от создания изображения получат и взрослые и дети. Главное – делать отпечатки, пока не высохли краски.

Если вы готовы к экспериментам, помимо вышеупомянутых материалов используйте в работе стекло, валики, пластик. Нанесите краску валиком или кистью на стекло. Если вы хотите получить интересную фактуру, используйте жесткие кисти. Вы можете убрать лишнюю краску салфеткой, а недостающие детали дорисовать. Затем, пока краска не высохла, накройте стекло листом бумаги и хорошенько пройдитесь по нему валиком. Несколько минут творческого полета и картина готова.

Популярные статьи  Выдвижная полка для клавиатуры

Есть множество видеоуроков и мастер-классов, благодаря которым вы быстро освоите данную технику рисования. Посмотрите, к примеру, этот:

Если вы давно хотели научиться рисовать, но до сих пор считали, что это занятие по плечу только одаренным, советуем пройти наш онлайн-курс «Рисование», где вы научитесь создавать собственные произведения искусства и навсегда отбросите все сомнения по поводу своих творческих способностей. Рекомендуем!

Что такое монотипия

Чтобы использовать эту технику, нужно рисовать изображение на листе бумаги и отпечатать его на другой поверхности. В этом качестве можно использовать не только другой лист бумаги, но и дерево или плитку. В этом случае может получиться изображение, которое будет выглядеть неожиданно.

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

Рисунок в технике монотипии

После появления отпечатка дается возможность поверх имеющегося рисунка нанести некоторые детали. Таким образом первоначальный слой можно также воспринимать в качестве фона для последующей доработки. Однако в некоторых случаях изображение остаётся в виде отпечатка без внесения изменений.

Особенности этой техники рисования

Важная особенность этого вида творчества состоит в том, что его результат всегда является уникальным. Монотипия — техника рисования для детей, позволяющая им раскрепостить свои способности. Особенности использования ее для ребенка:

  • Развитие мелкой моторики движений.
  • Совершенствование мышления и воображения.
  • Улучшение восприятия различных цветов и их оттенков.
  • Расширение знаний об окружающем мире.
  • Развитие навыков самостоятельной работы.

На заметку! Детям нравится рисование, монотипия в детском саду — это ещё одна возможность заняться любимым делом. Процесс создания изображения становится увлекательной игрой, чем-то вроде волшебного действия.

Как сделать монотипию

Существуют разные способы. Например, профессиональные, когда изображение наносится масляными или типографскими красками, разведенными бензином или специальными растворителями, или оттиск получают с помощью оффортного или литографского станка. Я расскажу о способах, доступных для детского творчества.

   1. Нарисовать что-нибудь красками (можно одним цветом, можно использовать несколько цветов) на листе плотной бумаги или на гладкой поверхности (на стекле, пластмассовой или пластиковой пластине, кафельной плитке, глянцевом картоне, пленке), а затем быстро, пока краска не успела высохнуть, приложить другой лист бумаги и прогладить его рукой или валиком, чтобы получился отпечаток.

   2. Согнуть лист бумаги пополам, внутри что-нибудь нарисовать красками на одной половине листа, затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Интересное изображение получится, если рисовать не на гладкой, а на фактурной поверхности: ватмане, чертежной бумаге и т.д. А отпечаток сделать на обычной бумаге.

Фактурную поверхность можно сделать самим, если смять большой лист бумаги, нанести на него краску, и сделать им отпечаток. Посмотреть удивительную сказочную монотипию со множеством интересных деталей, сделанную этим способом, можно в блоге «Творим вместе с детьми».

Необычность монотипии в ее непредсказуемости, которая и вносит в это занятие ощущение ожидания чуда! Эта техника «простой живописи» (т.е. простейшего способа рисования), мне достаточно часто встречалась среди нетрадиционных способов рисования, предлагаемых детям, начиная с младшего дошкольного возраста.

Но я отнеслась к нему как-то равнодушно и даже не представляла, что это занятие настолько понравится Рите и увлечет ее!

Мы с Ритой вначале рисовали на прозрачной пленке (ее еще называют файлом или мультифорой) и делали с нее отпечатки на бумагу. Вернее, вначале один рисунок с отпечатком сделала я – показала Рите, как это делается (этот рисунок я фотографировать не стала — все-таки задание для детей), после этого все изображения она делала сама.

Монотипия «Пейзаж», в которой Рита дорисовала необходимые детали, и монотипия «Извержение вулкана», в которой дорисовка не требовалась.

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

На части отпечатка с пятнами, который Рита делала просто так, без особого сюжета, в одном пятне она разглядела волка, которого мы с ней обвели по контуру. Язык ему Рита перекрасила из зеленого в красный, соседние зеленые пятна стали деревьями, лишнее мы обрезали. Получилась монотипия «Волк в лесу».

Специально для меня Рита рисовала на пленке цветы в вазе. Полученый отпечаток я помогла ей обвести, вот что получилось.

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

А затем Рита рисовала бабочек на половинках согнутых листочков бумаги.

Монотипия техника рисования для детей. РисункиМы их вырезали и приклеили на рисунок с цветами. Получилось сочетание сразу 3-х техник: рисунок фломастером, монотипия и аппликация.

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

Всего доброго! Только для читателей сайта «MORE творческих идей для детей» (https://moreidey.ru). Юлия Шерстюк

Всего доброго! Если материалы сайта были Вам полезны, пожалуйста, поделитесь ссылкой на них в соцсетях — Вы очень поможете развитию сайта.
Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону.

Техника нетрадиционного рисования Штампы

Тоже довольно популярная техника для раннего возраста. Вам потребуется любой предмет, который не жалко и гуашь или любая другая краска (но акварельную лучше все же не брать). Техника простая – макаете предмет в краску и делаете отпечаток на бумаге.

Штампы можно изготовить из яблока, картофеля, пробок от вина, ниток, шишек, скорлупок и многих других материалов. Проще всего это сделать из картофеля , если у вас найдутся металлические формы для вырезания печенья. Просто продавите форму в картофель и аккуратно подрежьте ножиком лишние кусочки по краям.

Можно сделать еще проще. Возьмите маленькую коробочку, губку или пробку приклейте различные материалы к боковой поверхности или обмотайте нитками в хаотичном порядке.

Интерес вызывают и валики с рисунком. Они продаются в строительных магазинах и магазинах для творчества.

Особый восторг вызывают отпечатки листьев. Выберите листья различной формы, покрасьте их краской и прижмите к бумаге. На бумаге хорошо отпечатается вся текстура листа.

Монотопия в начальной школе на тему: Осень

Мастер-класс «Монотопия. Осенняя полянка»Цель: Познакомить и научить использовать технический прием ИЗО — монотипия. Способствовать пониманию красоты окружающего мира. Задачи: 1. Знакомство с техникой рисования – монотопия. 2. Развивать художественные навыки при выборе цветового решения в технике монотипия. 3. Изготовление комбинированной работы из сухоцветов и сухих листьев в технике монотопия и аппликация. Работу выполнила ученица 1 «А» класса гимназии № 69 города Краснодара — Федосеева Арина.

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки
У меня букет осенний, Разноцветный и последний. В нем есть клена лист резной, Лист калины расписной. Скромненький листок осины И алеет гроздь рябины. Вот березки желтый листик, И резной тысячелистник. У дубка лист красный, яркий, Посмотрел, и стало жарко. Свой букетик засушу, Осень в зиму приглашу. Е. Мельникова-Кравченко

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки
Нам понадобится: акварельные краски, кисть, вода, жидкое мыло, файл(можно использовать стекло, поднос и другие глянцевые поверхности), бумага для акварели, клей, пинцет, предварительно засушенные под прессом листья разных оттенков и цветы.

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки
Готовим основу для композиции. На файл наносим каплю жидкого мыла и воду, распределяем кисточкой по всему файлу.

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки
Акварельными красками рисуем по мыльному файлу (по мылу кисточка хорошо скользит и создаются интересные разводы).

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки
На файл с разноцветными разводами кладем лист бумаги для акварели и разглаживаем рукой (можно даже немного повертеть листиком, чтобы получились интересные разводы). Начиная от угла, поднимаем лист с отпечатанным изображением. Этот вид работы называется «монотипия», даже хаотично нанесенные краски при такой технике рисования могут превратиться в шедевры.

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки
Теперь наша картина должна хорошо просохнуть.

Приступаем к выстраиванию композиции из засушенных листьев и цветов

На засушенный лист осторожно наносим кисточкой клей ПВА и приклеиваем на нашу картину

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки
Легче будет начинать составлять композицию с более крупных листьев и цветов, а потом добавлять более мелкие. Листья падают, кружатся И у ног моих ложатся. Я ладошку протяну И один листок возьму. А потом другой и третий… Хороши они, поверьте! Я от осени привет Соберу в большой букет! Е. Липатова

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки
Засушенные лепестки цветов очень тонкие и ломкие, поэтому удобнее их клеить при помощи пинцета.

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки
Жил резной кленовый лист, Утром слушал птичий свист, Шелестел на ветке клёна И всё лето был зелёным, Лист мечтал что сможет сам Взвиться к синим небесам. Время шло и по приметам Наступило Бабье лето. Наш листочек стал цветной — Красно-жёлтый – расписной. Прилетел осенний ветер, Издали его приметил, Закружил и оторвал… «Я летаю!»- лист сказал. А потом над старым садом В хороводе с листопадом, Покружив ещё немножко, Залетел в моё окошко. Я его узнала сразу, Отнесла скитальца в вазу. Красно-жёлтый – расписной, Он теперь всегда со мной. С. Сон

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

Вот такая яркая осенняя полянка получилась, сказочная! Жили-были, когда-то летом, зеленые листочки. Жили они каждый в своем домике — кто на клене, кто на ясене, кто на березке, кто на осинке… Их было много-много. Спорили листочки кто из них краше, кто зеленее. Но вот летняя пора закончилась и наступила осень. Теплые денечки сменились осенней прохладой, все чаще моросил дождик, а по утрам листочки утопали в тумане… Летние растения и цветы желтели и увядали, вся природа готовилась к наступлению холодов. И наши листочки, прежде зеленые, стали менять свою внешность — желтели, краснели, становились багряными. Заволновались листочки, что же с ними будет, они больше не подарят природе свою сочную зелень… И вот, налетел осенний ветерок, наши листочки не удержались на веточках и полетели… «Ой-ой, куда это мы…» — зашуршали листочки. Покружил их ветер в небе хороводом и опустил на поляну. Огляделись листочки и увидели, что не одни они такие яркие на поляне — осенние цветочки цвели и благоухали, словно просили осень не торопиться. Очаровательной, пестрой, нарядной выглядела осенняя поляна!

Рекомендуем посмотреть:

Рисование на тему Осень для детского сада Рисование разогретыми восковыми мелками на тему: Осень Батик в детском саду. Мастер-класс Нетрадиционные техники рисования для школьников

Урок рисования для младших школьников на тему Осень

Урок рисования для школьников по теме «Осень»

Варианты работ

Монотипия – техника рисования для детей, которая предполагает использование в качестве примеров стандартных сценариев. Дети на занятиях в детском саду часто рисуют по представленным примерам. Степень сложности рисунка зависит от умений и навыков ребенка.

Бабочка

Бабочка – один из самых простых рисунков. Рисование бабочки демонстрирует детям суть метода и позволяет создавать красочные работы в предметной технике.

Пошаговая инструкция:

  1. Лист плотной бумаги формата А4 или А5 сворачивают пополам.
  2. По центру намечают брюшко бабочки черной гуашью.
  3. С одной стороны ребенку предлагают нарисовать крылья бабочки, используя несколько цветов. На каждой части крыла рисуют узоры, разводы, орнамент.
  4. После завершения рисунка лист вновь сворачивают по линии сгиба.
  5. Для создания четкого отпечатка используют валик.
  6. Затем лист аккуратно разворачивают одним движением.

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

Детям, которые давно знакомы с техникой монотипии, предлагают сделать тонкой кистью или фломастером контур после того, как краска полностью высохнет. Рисунок бабочки дополняют изображением усиков и других деталей.

Дерево

Дерево можно изображать в предметной или пейзажной технике. В первом случае лист бумаги сворачивают по вертикали, во втором случае лист сворачивают по горизонтали.

Предметная техника предполагает изображение одной части дерева с правой или левой стороны сгиба. Ствол схематично изображают карандашом, затем прорисовывают ветви и листья. После оттиска получается целое дерево. Детали дорисовывают по мере необходимости.

Пейзажный прием предполагает создание изображения, которое как бы отражается в водной глади. Дерево рисуют полностью, используя доступные цвета. Затем лист снова сворачивают по линии сгиба.

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

После получения оттиска дорисовывают воду, добавляя необходимые краски. При использовании пейзажной техники с получением зеркального отражения не нужно использовать валик. При создании оттиска необходимо добиться размытости водного отражения.

Зимний пейзаж

Рисование зимнего пейзажа – один из вариантов развития творческого мышления у детей. Изображение снежного покрова, снегопада или деревьев зимой можно создать с помощью различных инструментов.

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

Тип работы Описание
1 вариант На стеклянной или пластиковой поверхности рисуют голубой или синий фон. Ватной палочкой делают разводы и узоры. На мокрый рисунок накладывают плотный лист белой бумаги. После получения результата изображение засыпают серебристыми блестками.
2 вариант На плотном листе бумаги рисуют голубой снег, белые облака. Лист бумаги сминают, в центре сгибов скапливается краска, там фон становится светлее. После того, как краска высохнет, лист расправляют.
3 вариант На плотном листе бумаги делают сгиб по горизонтали. В верхней части рисуют бело-голубые облака. После этого делают оттиск на нижней части с использованием валика. Результатом становится изображение зимнего неба и снежного покрова.

Зимние пейзажи можно дополнить изображением снежинок с использованием кисти и белой гуаши. Чтобы сделать рисунок более ярким, используют серебристые блестки, наклеивают стразы.

Ваза с цветами

Монотипия — техника рисования для детей, которая предполагает использование традиционных тем. Ваза с цветами относится к категории тем, которые предлагают на занятиях младших школьников. Этот тип изображения требует особых навыков, но одновременно с этим достаточно прост.

Вазу с цветами рисуют по предметному типу. На правой стороне листа изображают часть вазы и несколько цветов. Цветы рисуют так, чтобы стебли возвышались над поверхностью вазы в 2 раза. После оттиска контуры подправляют кистью, создают четкие границы между каждым цветком в вазе.

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

Один из вариантов – создание рисунка с плавными переходами, в которых изображение вазы с цветами угадывается по характерным чертам. Для этого лист плотной бумаги закрашивают белой гуашью. На белом фоне рисуют очертания вазы темного цвета и контуры цветов ярких оттенков.

Чтобы размыть контуры, берут ватные палочки или кисти с жесткой щетиной. Изображение накрывают листом белой бумаги, проводят валиком и аккуратно снимают верхнюю картинку. Чтобы создать четкие границы, используют кисти и делают контуринг.

Монотипия – уникальная техника рисования. Ее используют на занятиях с детьми как прием, развивающий творческое мышление. Одновременно с этим у детей развивается пространственное мышление, происходит активация мыслительных процессов, усиливается навык усидчивости, формируется способность формулировать собственные мысли.

История появления монотипии

Монотипия в переводе с греческого языка дословно означает «один отпечаток», но, судя по историческим данным, зародилась она далеко не в Греции: первые оттиски гравюры без черного контура появились в 11 веке в Китае. Это были простейшие виды монотипии.

Долгое время монотипия была дополнительным приемом к основным графическим техникам. Первый цветной оттиск сделал голландский художник : гравюры на металле (офорт) он закрашивал цветными красками. Так получались уникальные эстампы, что послужило началом развития данного вида искусства.

Такую технику изображения рисунка перенял и усовершенствовал итальянский художник и график Джованни Бенедетто Кастильоне. Именно ему приписывается изобретение монотипии. Кастильоне закрашивал пластину чернилами и после полного высыхания краски острым предметом вырезал изображение и отпечатывал его на бумаге.

«Сотворение Адама» – один из самых известных монотипов итальянского живописца. На картине белыми угловатыми штрихами изображен Бог, выходящий из облака. А во тьме тонкими текучими линиями изображен Адам. Этот шедевр создан при помощи черных чернил, пластины и тупого инструмента (палка или ручка кисти) :

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

Более чем через сто лет английский художник, гравер, поэт Уильям Блейк внес свой вклад в развитие монотипии: он наносил рисунок лаком на медную доску. Пустые от лака участки он заливал кислотой, таким образом контур рисунка выступал над гладким фоном. Далее Блейк переносил рисунок отпечатком на доску. Так появилась цинкография – выпуклый офорт.

Несмотря на все художественные эксперименты, монотипия стала выделяться в отдельное направление только в 19 веке благодаря Эдгару Дега, французскому художнику. Им было создано множество работ в этой технике. Дега любил экспериментировать: он впервые использовал в монотипии прозрачную доску, с помощью нее было проще контролировать рабочий процесс.

Популярные статьи  Карвинг из овощей и фруктов: с чего начать

Художник выпускал пособия по монотипии, представлял свои работы на выставках, круг увлекающихся монотипией стал постепенно расширяться .

В России родоначальником монотипии считается Елизавета Кругликова. Находясь в Париже около 25 лет, она создала около пятисот оттисков на разные тематики. Самой большой серией работ, сделанной в технике монотипия, является серия «Цветы», она включает в себя более ста оттисков .

В 20 веке особое значение в искусстве начали занимать цвет и используемый материал. Так, Юрий Великанов, ученик Елизаветы Кругликовой, создал монотипии, посвященные возведению электростанции на реке Свирь.

Особенную популярность монотипия завоевала в 1930-е годы. Анатолий Суворов при помощи этой техники создал иллюстрации к повести Алексея Николаевича Толстого «Детство Никиты»:

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

Ада Рыбачук, художница из Украины, попав в 1950 году на Север, была поражена красотой природы, что послужило стимулом для вдохновения и написания картин техникой монотипия. Она создала иллюстрации к сказке «Маленький Уняны»:

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

Художники 20 века экспериментировали в творчестве, работали с цветными красками и находили нестандартные методы исполнения монотипии. Вадим Фролов, гравер, применял в своих работах отходы от металлического производства, а Валерий Мишин, художник из Петербурга, для создания оттисков использовал реальные предметы: растения, пуговицы, иглы, кнопки и т.д. Так появился монопринт.

Михаил Тарханов, график, дизайнер, разливал масляные краски по воде и после сверху накладывал лист бумаги. При помощи акварели, туши, карандаша он дорисовывал недостающие образы на высохшем полотне. Так появилось новое направление монотипии – акватипия.

Еще один оригинальный способ нанесения рисунка придумал Геннадий Трошков: он накладывал краски на стекло или литографский камень, а потом переносил эту краску на бумагу с помощью мягкого валика.

Как видите, с момента появления монотипии этот вид творчества претерпел значительные изменения. Художники применяли различные методы нанесения рисунка, что привело к появлению новых направлений в технике монотипия. Давайте рассмотрим каждый из них подробнее в следующем разделе.

книг художника, гравюры на дереве и монотипии — Дадли Зопп

Монотипия No.9, чернила на тексте Mohawk Superfine, 4 x 4 дюйма

Монотипия № 27, Тушь на Могавке Сверхтонкий текст, 4 x 4 дюйма

Монотипия № 34, Тушь на Могавке Сверхтонкий текст, 4 x 4 дюйма

Монотипия No.31, чернила на тексте Mohawk Superfine, 4 x 4 дюйма

Монотипия № 45, Тушь на Могавке Сверхтонкий текст, 4 x 4 дюйма

Монотипия № 32, Тушь на Могавке Сверхтонкий текст, 4 x 4 дюйма

Монотипия No.

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки
19, чернила на тексте Mohawk Superfine, 4 x 4 дюйма

Монотипия № 21, чернила на тексте ирокез сверхвысокого качества, 4 x 4 дюйма

Монотипия № 15, чернила на тексте ирокез сверхвысокого качества, 4 x 4 дюйма

Монотипия No.12, чернила на тексте Mohawk Superfine, 4 x 4 дюйма

Монотипия № 37, Тушь на Могавке Сверхтонкий текст, 4 x 4 дюйма

Monotype A, чернила на тексте Mohawk Superfine, 4 x 4 дюйма

Монотипия No.

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки
35, чернила на тексте Mohawk Superfine, 4 x 4 дюйма

Монотипия № 8, чернила на ирокезе сверхвысокого качества, 4 x 4 дюйма

Монотипия № 28, чернила на тексте ирокез сверхвысокого качества, 4 x 4 дюйма

Монотипия No.11. Чернила на тексте Mohawk Superfine, 4 x 4 дюйма

Монотипия № 29, Тушь на Могавке Сверхтонкий текст, 4 x 4 дюйма

Монотипия № 38, Тушь на Могавке Сверхтонкий текст, 4 x 4 дюйма

Монотипия No.36, чернила на тексте Mohawk Superfine, 4 x 4 дюйма

Монотипия № 10, Тушь на Могавке Сверхтонкий текст, 4 x 4 дюйма

Виды монотипии

Монотипия — древняя и весьма многогранная разновидность графики. Для создания уникальных эстампов мастера используют различные технические приемы. Существует разделение видов монотипии по следующим параметрам:

  • цветовому решению (моно- и полихромная);
  • способу рисования (путем нанесения изображения на чистую форму или посредством удаления излишков краски с основы);
  • типу печатной формы (на стекле, пластике, дереве, металле);
  • типу основы для оттиска (бумага, картон, холст);
  • по используемым художественным материалам (гуашь, темпера, масло, акварель, тушь, акрил).

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

Монотипия в качестве техники печати уникальных изображений в наши дни стала популярным инструментом для развития творческих способностей взрослых и детей. Кроме традиционной манеры создания оттисков появилось множество альтернативных разновидностей этой техники:

  • Деотипия. На окрашенную форму кладут лист бумаги, а сверху — тонкую кальку. Затем карандашом или любым другим инструментом на кальке выполняют рисунок. Краска с разной интенсивностью (в зависимости от силы нажатия) прилипает к нижнему краю бумаги. Получается оригинальное изображение в единственном экземпляре.
  • Негативная монотипия. Основой для ее создания служит использованная после деотипии форма с остатками краски. Незакрашенные участки повторно разрисовывают и делают новый — негативный оттиск на бумаге.
  • Флоротипия. Печатную форму покрывают краской, а потом на ней раскладывают листья, цветки и стебли растений. После обработки под прессом на бумаге остается оригинальный отпечаток с силуэтами использованных предметов.
  • Акватипия. На листе бумаги выполняют рисунок гуашью, а затем нераскрашенные участки закрашивают черной тушью. Высохший лист с изображением помещают в емкость с водой. Гуашь в ней частично растворяется, а тушь — нет. Получается размытый оригинальный художественный образ.
  • Акваграфия. Самая необычная манера из нашего списка. Жидкую нерастворимую краску разных цветов медленно добавляют в емкость с водой. Плавающие по поверхности пигменты перемешивают кисточкой, создавая разнообразные подвижные узоры. Затем в емкость аккуратно кладут лист бумаги на несколько секунд и вынимают его. Водяной узор отображается на бумаге в виде красочной картинки.
  • Декалькомания. Этот способ широко используется для печати переводных картинок. Разноцветный рисунок с бумажной основы под давлением или воздействием высокой температуры переносится на ткань, картон, керамику.

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

Рисование ладошками в старшей группе

Дети 5–6 лет уже вовсю используют ватные диски, зубные щетки, цветную бумагу и прочие вспомогательные материалы для изготовления красивых рисунков. Щеткой можно изображать снег и разноцветные брызги, ватными палочками — листву деревьев, камушки, ракушки.

Тигр

Техника изображения тигра подходит для рисования любых четвероногих: и домашних питомцев, и диких животных.

Ребенок намазывает на ладонь чередующимися полосами параллельно пальцам оранжевую и черную краску. Можно нанести только оранжевую, а после высыхания отпечатка на листе пальчиком сделать черные полоски. Отпечаток большого пальца можно увеличить, это будет голова тигра. На ней необходимо изобразить уши, глаза, нос. Остальные четыре пальца — лапы животного. Длинный тигриный хвост нужно подрисовать пальчиком.

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

Деревья

Перед началом работы с ладошками дошкольник сам или с помощью педагога рисует кисточкой ствол и ветви дерева. Затем распределяет по ладошке небольшими пятнами зеленую, салатовую, желтую краску. Можно также оранжевую и красную, если дерево будет осенним. Направив ладонь растопыренными пальцами вверх параллельно стволу, ребенок прижимает ее к его верхней части. Получается пышная крона.

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

Петушок

Перед началом занятия педагог предлагает воспитаннику вспомнить, какого цвета у петуха хвост, гребень, лапы, клюв. Ребенок окрашивает большой палец и середину кисти в один цвет: это туловище и голова птицы. А каждый из четырех остальных пальчиков покрывает разной краской, имитируя разноцветный петушиный хвост. Затем, направив ладонь горизонтально, прикладывает к бумаге. В завершение дошкольник изображает клюв, высокий гребень, глаза и лапы птицы.

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Монотипия техника рисования для детей. Рисунки
Изготовление вальдорфской куклы по выкройке с размерами